PoInteresam.ru

Засекреченные катастрофы в СССР

, 9358 просмотров

Когда случается трагедия с многочисленными человеческими жертвами, о ней должны знать все и поддержать родственников погибших. Но в СССР думали иначе и скрывали от людей страшные катастрофы. Предлагаем вам рассказ про катастрофы с грифом "секретно", произошедшие в Советском союзе, о которых предпочитали молчать...

Взрыв на Байконуре, 24 октября 1960

На Байконуре шла подготовка к запуску межконтинентальной ракеты Р-16, но были выявлены недостатки, на устранение которых требовалось длительное время. Присутствующий на космодроме Главком ракетных войск СССР Неделин М.И. сказал, что времени для устранения неполадок нет - ракету надо запустить, и событие это приурочено ко Дню Великой Октябрьской социалистической революции.

Что оставалось делать? Только подчиняться, запускать технику без доработок и надеяться на лучшее.

Неделин, дабы показать, что он не бросает свою команду, сидел на стуле неподалеку от ракеты. Помимо него на космодроме было, как минимум, 250 человек, хотя должно быть всего сто.

За полчаса до планируемого запуска случился запуск двигателя 2-й ступени, приведший к развалу топливных баков и возгоранию. Пожар распространился с огромной скоростью, и практически все, кто находился вблизи ракеты, стали его жертвами.

Сведения об общем количестве жертв разнятся: по одним сведениям в пожаре сгорели 78, по другим - 126 человек.

Все обгорели до неузнаваемости - их невозможно было опознать. Кого-то опознали по огромному росту, а Неделина, к примеру, по обгоревшей звезде Героя Советского Союза и по кусочку маршальского погона.

Распространяться о трагедии было запрещено, советский народ о случившемся не знал, а владеющие ситуацией молчали и все скрывали.Гриф "секретно"

Родственники погибших придумывали какие-то якобы произошедшие несчастные случаи, а смерть маршала Неделина скрыть трудно, поэтому было объявлено, что он разбился в авиакатастрофе.

Гриф "секретно" с этого дела впервые "сняли" отечественные СМИ - именно они поведали об этой чудовищной трагедии в 1989 г., хотя зарубежные журналисты узнали о ней раньше и, конечно же, рассказали в своих изданиях. По сей день ЧП на космодроме Байконур - самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения.

Пожар в школе деревни Эльбарусово, 1961

Школа деревни Эльбарусово
Школа деревни Эльбарусово

Чувашия. Деревня Эльбарусово. Ноябрь 1961 г. Как было принято в СССР, к ноябрьским праздникам в школе готовился концерт.

Школа эта небольшая - в ней не было даже актового зала. Но зато были два класса, перегородку между ними в случае необходимости можно было убрать. Так и сделали в этот раз. То есть получилось большое помещение с двумя дверями (каждая из которых вела в свой класс). Но одну из них забаррикадировали партами -их собрали из этих двух классов и составили друг на друга. Таким образом, остался один выход.

На торжество помимо школьников с первого по шестой класс были приглашены местные маленькие дошколята, причем без родителей. Да, собственно говоря, родители и рады были оставить малышей хоть не надолго под присмотром учителей. Кто же мог подумать...  

Зал уже был полон, и представление началось.

А в одном из соседних от импровизированного зала помещений учитель физики по приказу директора школы ремонтировал какой-то бензиновый двигатель.

Что-то у физика пошло не так - бензин разлился и вспыхнул. Деревянное старое здание школы загорелось мгновенно. В «зале» начались паника и давка - ведь желающих спастись много, а выход-то один!

Трагедия унесла жизни 106 детей и четырех учителей - они сгорели заживо. А вот вышеупомянутые директор и учитель физики спаслись. Их осудили на 10 и 8 лет соответственно.

Эта дикая трагедия в СССР тоже находилась с грифом "секретно". Знавшие о катастрофе молчали и скрывали любую информацию.

Падение самолета на детский сад, 1972

Погибшие при падении самолета на детский сад дети
Погибшие при падении самолета на детский сад дети

Катастрофа произошла в городе Светлогорске (Калининградская область, СССР).

16.05.1972 самолет АН-24Т, принадлежащий Балтийскому флоту СССР, проводил плановый облет территории. Но были очень плохие погодные условия - сгустился плотный туман.

Несмотря на это, экипаж принял решение не отменять вылет. В итоге самолет, летевший на низкой высоте, зацепил крылом за крону дерева и, теряя высоту, на большой скорости снес второй этаж здания детского сада и упал неподалеку. Из-за утечки топлива начался пожар...

Катастрофа унесла жизни 8 членов экипажа, 3 воспитателя детского сада и 24 ребенка младше шести лет!  

К месту аварии сразу же подоспели наряды милиции и военнослужащие. Территорию оцепили, причем туда не пустили прибежавших безутешных родителей.

Как спустя десятилетия рассказывали те, кто держал это оцепление и доставал из-под руин обгоревшие маленькие детские тела, они сами не сдерживали слез, а некоторые теряли сознание.

Казалось бы, страна сразу же должна узнать о случившемся и объединиться в общем горе. Но нет. В Светлогорске отключили телефоны и свет, на улицах дежурили патрули, которые тактично, но настойчиво рекомендовали жителям уйти в квартиры.

А утром, когда взошло солнце, горожане не поверили своим глазам - на месте детского сада разбит сквер, словно ничего и не было. Лишь запах гари напоминал о катастрофе.

И это надо, за одну ночь были разобраны руины здания и вывезены за город, сгоревший слой почвы покрыт привезенной землей, разбиты клумбы, а между ними проложены вымощенные кирпичом тропинки.

Но самое страшное, что власти запретили и горожанам, и семьям погибших говорить о трагедии. И те страдали от горя, но молчали и все скрывали...

Похороны погибших детей
Похороны погибших детей

Малышей хоронили одновременно, и проститься с ними пришел практически весь город...

Почему детей хоронили отдельно от летчиков? Так захотели родственники малышей - они запретили пилотов хоронить рядом со детьми, поскольку, согласно экспертизе, в момент полета те были пьяны...

По факту крушения самолета не возбудили уголовное дело, только высокие армейские чины лишились должностей. И это за столько загубленных жизней!

Давка в «Лужниках», 1982

На московском стадионе «Лужники» 20 октября 1982 г. должен состояться матч «Спартак Москва» (СССР) - «Хаарлем» (Нидерланды).

В эти дни в столице было очень холодно, плюс ко всему, накануне выпал первый снег, который покрыл трибуны (крыши над ними тогда еще не было). К началу матча работники стадиона успели расчистить лишь «А» и «С» - трибуны, расположенные на длинных сторонах поля, друг напротив друга. Но этого было вполне достаточно, поскольку билетов продали гораздо меньше. У каждой из низ было по два выхода.

Трибуны заполнились неравномерно - на «А» болельщиков было в разы меньше, нежели на «С», поскольку выходы с «С» расположены ближе к метро.

Матч подходил к концу, болельщики сильно замерзли, и те, кто решил, что счет уже не изменится, потянулись к выходам. Как мы упоминали, на «С» было больше народу, следовательно, и к выходу ринулась большая толпа.

Но тут игрок «Спартака» забил гол, и многие болельщики рванулись от выхода обратно. Началась давка, в которой лишились жизни десятки болельщиков, в основном подростки.

На следующий день все спортивные новости говорили о том, как проходил матч, но о трагедии не проронили ни слова.

Памятник погибшим в "Лужниках" болельщикам
Памятник погибшим в "Лужниках" болельщикам

Как такое могло произойти? По одной версии, виной всему забитый «спартаковцем» гол. Забивший его футболист, когда узнал о трагедии, даже принес извинения за то, что забил этот злополучный гол.

Но, естественно, виновен не он. По другой версии, открыли только единственный выход, ведущий с трибуны «С». Почему были закрыты три других? Однозначного ответа так и нет.

Согласно официальной версии, было задавлено 66 посетителей стадиона, но, как позже рассказали лица, имеющие отношение к расследованию этого дела, жертв было очень много - около 350.

Откуда взялось это число? Говорят, к месту трагедии приехал крупный московский чиновник и спросил у людей, сколько на сей момент трупов. Ему ответили, что шестьдесят шесть. На что чиновник сказал: «Пусть так и останется - 66. И точка». А на самом деле, задавленных было гораздо больше.

И об этой катастрофе на футбольном поле молчали вплоть до 1989 г.

Кто понес наказание? Директор «Лужников» и двое осуждены по статье «Халатность», получили по три года заключения, а вскоре попали под амнистию.