Рассказав о природе Папуа-Новой Гвинеи, нельзя обойти вниманием живущих в ней людей, особенно папуасов - образ их жизни, костюмы, традиции и каннибализм и другие интересные факты...
Папуасы - самое древнее население страны.
В 19 веке российский биолог и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, изучая жизнь в Папуа-Новой Гвинеи, несколько лет пребывал среди них.
Папуасы издревле жили (и большинство живут сейчас) в небольших деревнях (по 100 - 150 человек).
Каждая семья в поселении имеет свое жилище, но иной раз в поселении строится общий дом, длина которого иной раз достигает пары сотен метров.
Дома эти деревянные, а крыша делается из листьев или тростника.
В деревнях обязательно есть тамбаран - общий дом. Входить в него могут лишь вожди и уважаемые мужчины. Строят его все население. Стены внутри тамбарана украшают изображениями духов и покровителей, которым люди поклоняются и чьей помощи просят.
Семья имеет несколько наделов земли, причем на каждом из них урожай находится на разной стадии созревания: если на одном его только сеют, на втором - пропалывают, а на третьем - уже собирают урожай.
Чужак без разрешения не имеет права ступить на землю, принадлежащую поселению. Посторонний не может охотиться или рыбачить в чужих угодьях. Если человека поймают, его, в лучшем случае, будут судить, а в худшем - применят самосуд, то есть убьют или съедят.
Любые вопросы жители решают на сходе, куда приходят абсолютно все. Это касается и частных дел, например, свадьбы. Интересный момент: девушки и юноши из одной деревни не могут вступать в брак, пару им находят только в другом селении. Они не высказывают свое пожелание - им находят пару на общем собрании, и их мнение не учитывается.
Самый оптимальный возраст для замужества, как считают папуасы, - 12 лет. Но, конечно же, такие традиции живы лишь в живущих обособленно поселениях, которых не коснулась цивилизация.
Женщины живут отдельно от мужчин, и им нельзя входить в мужские жилье.
Аборигены рожают часто, посему семьи здесь многодетные. Мальчики растут с отцом, а девочки - с матерью.
Многие века разные племена не знали о существовании друг друга, хотя жили неподалеку. Объясняется это гористой местностью и труднодоступностью. Подобная изоляция народностей привела к возникновению у них самобытной культуры, не похожей на другие.
У каждого народа особая раскраска тела и тотем. Надо сказать, что папуасы раскрашивают тела не только в дни каких-то крупных событий или во время «боевых действий», но и в повседневной жизни, ведь краска защищает их от многочисленных и весьма назойливых насекомых.
Интересны парики и маски (у всех племен они уникальны), их папуасы надевают в особых случаях. Парики сооружаются из человеческих волос (детских и женских), птичьих перьев, шкур животных и цветов.
Маски подбираются под определенный вид одежды и под раскраску. Короче, все должно быть со вкусом и по случаю.
Маска на этом фото используется аборигенами одного из племен в церемонии проводов умершего в загробный мир и называется «маска Татануа». Ее делают из липы, а потом украшают тростником, мехом животных и кожей. Используются в приготовлении и природные красители. На одной стороне маски «волосы» выбриты, поскольку так делают мужчины-папуасы в знак скорби.
Процесс изготовления маски очень длительный, потому церемония иногда проходит спустя месяцы после смерти человека.
Отдельно нужно сказать о мужском папуасском костюме. Если его можно назвать костюмом, ведь одеяние состоит из пояса, изготовленного из волокна дерева, и чехла для полового члена (котека), выполненного из засушенного плода местного растения.
У каждого народа свой «фасон» котеки - они отличаются размерами и углом наклона. Еще мужчины-папуасы украшают себя браслетами на руках и ногах, а также вставленными в нос и губу различными предметами.
Сейчас, конечно же, многие папуасы носят одежду из ткани, а национальные наряды надевают либо по праздникам, либо для туристов.
У подножия горы Вильгельм ежегодно проводится фестиваль «Синг-синг» - самый известный и массовый танцевальный фестиваль в стране. На него съезжаются представители девяноста племен со разных уголков, как правило, общее их число достигает сорока тысяч. Одетые в национальные одежды и раскрашенные, они танцуют под звуки барабанов. Чтобы увидеть это действо, на фестиваль приезжает множество зарубежных туристов.
В Папуа-Новой Гвинее бывают случаи убийств женщин, обвиняемых в колдовстве. Причем расследования, как правило, ведутся весьма необъективно.
Усугубляет ситуацию закон, принятый в 1971 году. В нем прописано, что лица, считающие себя жертвами колдовства, не отвечают за свои поступки. Этим часто пользуются судьи, приговаривающие предполагаемую колдунью к смертной казни. Казнили невинную - и все свалили на околдованность.
Как правило, в колдовстве обвиняют одиноких незнакомых женщин. Так, в 2013 г. публично заживо сожжена молодая девушка, бездоказательно обвиненная в убийстве ребенка. ООН осудил произошедшее, но девушку-то не вернешь...
Еще столетие назад папуасы были людоедами. Племена враждовали между собой, и если в процессе налета вражескую деревню кого-то убивали, то их съедали, а черепа относили в специальные пещеры, служащие своеобразным отчетом о боевых подвигах. Сейчас каннибалов практически нет, и эти пещеры с удовольствием посещают зарубежные туристы.
Но каннибализм в этих местах изредка встречается и сейчас. В 2012 г. в стране действовала организация, охотившаяся на колдунов, убивавшая и съедавшая их. Отличить колдуна от простого человека им якобы помогали всевышние силы.
В том же году в стране проходили выборы, их едва не сорвали, так как каннибалы съели семь человек, подозреваемых в причастности к колдовству, и простые люди боялись идти голосовать. Преступников-людоедов поймали, и среди них был 13-летний подросток.
В стране живет племя кукукуку, ранее тоже практиковавшее каннибализм. Еще папуасы племени умеют делать копченые мумии.
Когда европейцы стали приезжать в Папуа-Новую Гвинею, они знали, что там ранее имелись каннибалы, и их очень пугали губы и зубы папуасов, испачканные в чем-то красном. Приезжие полагали, что это человеческая кровь. На самом же деле, рот краснеет из-за частого жевания бетеля. Бетель - местное растение, чьи листья перетираются с семенами пальмы катеху, и потом жуются. Слюна вступает в контакт с компонентами и окрашивается в красный цвет. Это, если так можно выразиться, папуасская жвачка. Но, в отличие от нашей жвачки она обладает возбуждающим и дурманящим действием.
Бетель - вредное вещество, но папуасы его жуют. Глотать его ни в коем случае нельзя - он плохо влияет на желудок, а жевание его приводит к заболеваниям ротовой полости, зачастую переходящим в онкологию. По статистике, более 80% населения Папуа-Новой Гвинеи, заболевших раком, жевали бетель.
Еда папуасов достаточна разнообразна - они едят и растительную, и животную пищу (свиней, кур, собак, крыс, жуков, рыбу, моллюсков). Национальная кухня представлена блюдами из тушеного мяса и рыбы с овощами и фруктами. Основное блюдо аборигенов Папуа-Новая Гвинея называется «муму». Папуасы, конечно же, не читали рассказ Тургенева, который вспоминается, как только слышишь название этого деликатеса, да и собачатины в его составе нет. Блюдо очень похоже на наше овощное рагу с мясом.
О другом племени Папуа-Новой Гвинеи читайте в статье «Племя короваи – людоеды, живущие в высотках».